Учитель третьего тысячелетия,
кто он?
|
|
Мы идём по нашему скромному пути,
чтобы делать интереснее
изучение физики.
Слова, взятые в качестве эпиграфа
к этому выступлению, Анатолий Иванович Наумов, мой любимый преподаватель,
скорее всего, никогда не произносил, но вполне мог бы. В то время
ТСО уже входили в практику преподавания, но наш лектор использовал
лишь мел и доску. Зато как эффективно!
Время от времени я задумываюсь о том, что бы изменилось в системе
преподавания этого великого педагога, если бы он овладел современными
технологиями, ведь его уровень и без них был близок к совершенству...
Что касается лично меня, то знакомство компьютером во многом изменило
мой стиль работы.
|
|
Сегодня я расскажу лишь о некоторых аспектах
использования ИКТ в нашей повседневной деятельности. Речь пойдёт
в основном о двух созданных нами сайтах: «Физика вокруг нас и в
лицее 1501», существующем уже около двух лет, и «Рождественская
физика», срок жизни которого – менее года.
У каждого из них появились свои регулярные посетители, а общее число
побывавших на наших страничках приближается к тысяче.
|
|
Созданные нами электронные ресурсы позволяют
достаточно эффективно осуществлять:
1. подготовку учителя к проведению уроков и их ИКТ-сопровождение
(включающие виртуальный конструктор уроков по теме «Механика»);
2. научно-методическое руководство проектно-исследовательской деятельностью
учащихся (в том числе в работе с Цифровой лабораторией «Архимед»);
3. подготовку учащихся к олимпиадам различного уровня (включающие
программу и материалы авторского элективного курса «Оригинальные
методы решения задач по физике»);
4. проведение внеклассных мероприятий по физике: турниров юных физиков,
физических вечеров, боёв и брэйн-рингов;
5. дистанционное обучение физике.
|
|
Так выглядит титульная страничка ресурса "Рождественская
физика". |
|
Остановлюсь в первую очередь на использовании
электронных ресурсов журнала «Квант». Наш выбор не случаен: журнал
содержит образцы высококачественной методической литературы. Однако
ресурсы, помещённые на его сайте, обладают одним существенным изъяном:
они не очень удачно структурированы – по алфавиту авторов статей.
|
|
Представим себе, что вам нужно срочно подготовиться
к занятию по повторению в 11-м классе, и вы решили найти все статьи
рубрики «Практикум абитуриента» по определённой теме. Для этого
придётся просмотреть всю прокрутку. Мы же у себя на сайте сделали
структурирование всех основных физических разделов «Кванта» по темам
школьного курса. И теперь, если, к примеру, вам нужно найти статьи
по теме «Закон сохранения импульса», ясно видно, что за 40 лет существования
журнала в этой рубрике их было всего пять. И все заголовки имеют
прямые гиперссыки на статьи, выложенные на сайте.
|
|
На нашем сайте имеется и другой тип структурирования:
по темам школьного курса, к которым привязаны ресурсы из разных
разделов «Кванта».
|
|
Следующим этапом работы над нашим ресурсом было создание виртуального
конструктора уроков по теме «Механика». Он возник из идей, изложенных
в книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» и нашего
собственного опыта. Конструктор включает в себя методические рекомендации
по организации и проведению основных разделов урока:
- начало урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление, тренировка, отработка умений;
- повторение;
- контроль;
- домашнее задание;
- конец урока.
|
|
Любой из указанных выше разделов может быть реализован разными
приёмами или их комбинацией. Эти приёмы вместе с конкретными примерами
из сетевых ресурсов и составляют элементы виртуального конструктора.
К каждому из этих разделов подобраны примеры и задания из электронных
ресурсов журналов «Квант», «Потенциал» и наших публикаций.
Особое внимание уделено домашнему заданию.
Нами подготовлены четыре вида специальных домашних заданий по
каждой теме курса:
- для теоретиков;
- для экспериментаторов;
- для гуманитариев;
- для исследователей.
|
|
В своей работе со школьниками мы всегда придавали
особое значение проектно-исследовательской деятельности, понимая,
что именно она позволяет с одной стороны привить интерес к нашей
науке, а с другой – развить творческие способности учащихся. Ясно
было и то, что крайне желательно «зажечь» возможно большее число
учащихся. Отмечу сразу, что эту задачу удалось выполнить полностью:
практически все наши ученики выполняют по физике сначала ежегодные
микропроекты, а затем значительная их часть выбирает именно физические
темы в выпускном классе, участвуя в различных конференциях: «Старт
в науку» и т.п. Как же это удаётся осуществить? |
|
Прежде всего работа должна начинаться с простейших
микропроектов, о которых нужно немедленно сообщить «всему свету».
В 8 классе подобным микропроектом может быть, например, опыт по
кипению воды в бумажном стаканчике. Чрезвычайно важно не только
показать его в классе учащимся этого класса, но затем поместить
фоторепортаж о нём на сайте, а затем порекламировать его и другие
похожие опыты на родительских собраниях. |
|
Кстати, во время проведения опыта желательно
рассмотреть его с разных сторон: например, заметить, что вынутый
из горячей воды чайный пакетик вращается (почему?). |
|
А на этом слайде Вова Савичев, лучший экспериментатор
8-классник, подкрашивает воду для того, чтобы определить, в каком
месте смерча плотность максимальна. |
|
В дальнейшем лучшие из этих опытов должны быть
показаны на Фейерверке физических экспериментов во время Фестиваля
науки в лицее. И вновь важно разместить информацию о них на сайте.
|
|
При этом одной из главных трудностей для учителя
является подбор возможных тем микропроектов для учащихся 8-х классов.
Мы не только подготовили достаточно удачную, на наш взгляд, тематику
микропроектов (можно сказать, на любой вкус), но и разместили её
на сайте, сопроводив темы прямыми гиперссылками на статьи журнала
«Квант», выложенные на его сайте. И, конечно же, в конце учебного
года, когда все 8-классники защищают свои минипроекты, всё это обязательно
находит отражение на сайте.
|
|
Исследовательские задания учащиеся с довольствием
выполняют и в каникулярное время, и во время вынужденного карантина.
Тогда же на сайте мы размещаем созданные нами тестовые тренировочные
задания по материалам ЕГЭ.
Заметим, что значительная часть из более чем 20
наших выпускников, поступивших в прошлом году в МГТУ имени Н.Э.Баумана,
защищала проекты, и это очень помогло успешному поступлению в ВУЗ.
|
|
Достаточно удачно, на наш взгляд, проходит использование
методики задач с псевдорешениями. Мы регулярно выкладываем на сайте
задачи, в решении которых допущены типичные ошибки, предлагая учащимся
найти их и прислать верные решения. |
|
Других учащихся больше привлекает рубрика «Детективная
физика». Вот один из примеров заданий этой рубрики. |
|
ХИТРЫЙ КАПИТАН
За торговым кораблём погнались пираты. Капитан поднял все паруса,
но пиратское судно было быстроходнее, и расстояние между судами
быстро уменьшалось. Капитан хорошо знал физику и понимал, что
виною всему большое сопротивление воды. Он спустился в трюм, держа
в руках пилу и стамеску. Через несколько минут скорость корабля
заметно увеличилась, и он легко ушёл от пиратов, которые, конечно,
не обладали глубокими познаниями в физике.
Что сделал капитан?
|
|
Нашла отражение в нашем ресурсе и система работы
с одарёнными учащимися по подготовке их к олимпиадам различного
уровня. Она включает в себя:
- Задания для работы с учащимися 7-х классов по отбору олимпийцев;
- Джентльменский набор олимпиадника, включающий в себя избранные
задачи областных олимпиад;
- Оригинальные методы решения задач по физике для учащихся 7-8
классов;
- Программу и материалы авторского элективного курса «Оригинальные
методы решения задач по физике», выложенного на сайте газеты «Физика.
Первое сентября».
|
|
Следующим немаловажным этапом в нашей деятельности является работа
с одарёнными учащимися по подготовке их к олимпиадам различного
уровня. И здесь сайт оказывается хорошим помощником.
Мы начинаем с заочного тура олимпиады, |
|
куда включаем в том числе задания для тех,
кто физику пока не любит, но очень хочет полюбить. |
|
Затем на сайте появляются подсказки |
|
и, наконец, решения задач. Аналогично проходит и очный тур. |
|
Кстати, кроме лицейской олимпиады у нас традиционно
проводится выездная физико-математическая олимпиада МФТИ, о которой
почти в режиме он-лайн мы помещаем отчёт с фото, решениями и результатами.
|
|
О результативности нашей работы по подготовке
к олимпиадам можно судить уже хотя бы по тому факту, что на двух
прошлогодних московских городских олимпиадах по физике наши 11-классники
взяли 7 дипломов. |
|
На сайте имеются также видеоресурсы, созданные
нашими учениками. Например, видеофильм, кратко отразивший историю
4 лет лицейской физической жизни двух классов. Фрагмент из рекламного
ролика, подготовленного к вечеру, посвящённому журналу "Квант",
я покажу в конце своего выступления. |
|
Творчество наших учащихся развивается и в иных
направлениях. Например, бывший лицеист, а ныне студент МИРЭА Максим
Колесник создал приложение к нашему сайту. |
|
Отражены на сайте и наши публикации последних лет. |
|
Причём с помощью гиперссылок можно выйти на
все материалы из наших журнальных и электронных публикаций. |
|
А вот так выглядит титульная страница лицейского сайта для учащихся. |
|
Свой сайт мы посвятили светлой памяти великих
Учителей, с которыми нам посчастливилось встретиться на жизненном
пути: Анатолию Ивановичу Наумову и Валентину Михайловичу Шейману.
Они не только с радостью делились с нами бесценными крупицами своего
мастерства, но явились истинными Наставниками на нашем педагогическом
поприще. Уверен, что именно на таких Учителей будут равняться и
учителя третьего тысячелетия. |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Предварительный план выступления
Рассказ о нескольких аспектах нашей работы по использованию ИКТ.
И прежде всего о созданных нами двух сайтах: «Физика вокруг нас и
в лицее 1501» – для учащихся и «Рождественская физика – для коллег.
Их основные достоинства:
1) скорость
2) качество
3) новые возможности
ИКТ: помогают учителю и учащимся
1) быстрее выполнить
а) экономия времени на уроке (например, выкладка домашнего задания
или труднодоступного материала);
б) оперативность подачи информации: новости мира науки (новые Нобелевские
лауреаты)
в) Общение с коллегами (перспективы – использовать опыт коллег со
стажем)
2) качественнее выполнить
а) возможность дома, не спеша, разобраться с изученным на уроке (например,
детально разобраться с приёмами решения задач);
б) идеи Гина: бумага - интернет
в) лично мне – выполнение рисунков, чертежей, схем и т.п.
г) ИКТ помогают "разбудить" творческие возможности учащихся:
- ПрИД
- собственные странички и сайты
3) сделать то, что без этих технологий выполнить невозможно
а) случае болезни учащегося с помощью сайта ему может быть оказана
реальная помощь;
б) задания во время карантина;
в) дистанционная подготовка к олимпиада;
г) Задача с изюминкой - в одном классе даем условие, разбираем решение,
а что делать в другом классе этой параллели? Выход - задачи, выложенные
на сайте (задачи с ошибкой в решении, детективная физика) – примеры:
хитрый капитан
|