Подобно изложенному в книге А.А.Гина "Приемы педагогической техники",
мы разбили урок на следующие основные разделы:
- Начало урока
- Объяснение нового материала
- Закрепление, тренировка, отработка умений
- Повторение
- Контроль
- Домашнее задание (включив в него особые задания теоретикам, экспериментаторам,
гуманитариям и исследователям)
- Конец урока
Для начала урока А.А.Гин предлагает более десяти разнообразных
приемов или их комбинаций. Чаще всего и с наибольшим успехом мы пользовались
следующими из них:
В журнале "Квант" для этой цели имеется огромное количество
разнообразных вопросов, качественных и экспериментальных задач, проблемных
опытов, которые могут иметь ярко выраженный мотивационный характер.
Так, например, в начале урока по теме "Волны" учитель задает
вопрос: "Приближаясь к берегу, морские волны "растут",
достигая иногда высоты в десятки метров. Отчего это происходит?".
Едва ли ответ на него ученики смогут предложить сразу, поэтому необходимость
изучения основных закономерностей волн становится для них очевидной
(по крайней мере, хотя бы для ответа на этот вопрос).
Обобщающий урок по теме "Применение законов движения" можно
начать с легко воспроизводимого опыта: "Положите горизонтально
палку на вытянутые указательные пальцы. Медленно передвигайте правую
руку к левой. Почему при этом палка тоже передвигается, причем так,
что ее равновесие не нарушается?"
Урок по теме "Сила упругости" может быть начат разгадыванием
анаграммы: "В конце своей книги описания гелиоскопов Гук напечатал
теорию в виде анаграммы: "ceiiinosttuv", то есть
"Ut tensio sic vis". Что все это значило?"
Второй раздел урока - "Объяснение нового материала"
- представлен в конструкторе статьями из журнала, в которых, на наш
взгляд, имеется интересный материал в дополнение к изложенному в стандартных
учебниках. К некоторым темам добавлены примеры на прием "Лови
ошибку!". При этом к "квантовским"
материалам мы добавили задания из наших публикаций в журналах "Потенциал"
и "Физика в школе".
Раздел "Закрепление, тренировка, отработка умений",
несомненно, включает в себя не только разнообразные методы и приемы
работы, но и самые разные виды заданий для их реализации. В конструкторе
мы ограничились в основном качественными вопросами. Отобранные нами
расчетные задачи, как правило, имеют достаточно простое и красивое математическое
оформление, в котором не растворяется физический смысл. К некоторым
темам приведены оценочные задачи, которых, к сожалению, еще так мало
в стандартных задачниках.
Следующий раздел урока "Повторение" содержит
вопросы и задания, позволяющие рассмотреть изучаемый материал "в
разных связках и контекстах". Так, изучая относительность движения
в кинематике, полезно "забросить удочку" в динамику: "Почему
ветка за кормой плота плывёт рядом с ним, а ветка, плывущая около берега,
отстаёт?" В этот же раздел имеет смысл включать избранные задачи
из задачника "Кванта". Например, в теме "Применение законов
динамики" полезно обсудить такую задачу: "Велосипедист легко
развивает силу тяги 100 Н. Сила трения не превышает 50 Н. Казалось бы,
за несколько часов велосипедист может достичь второй космической скорости.
Однако это ещё никому не удалось. Почему?"
В разделе "Контроль" мы ограничились гиперссылками
на те приёмы из книги А.А.Гина, которые, на наш взгляд, можно с наибольшим
успехом применять на уроках физики: программируемый опрос, опрос по
цепочке, блиц-контрольная, релейная контрольная работа.
Пристальное внимание уделено нами домашнему заданию.
К каждой теме предложено четыре вида особых заданий:
теоретикам, экспериментаторам, гуманитариям и исследователям.
Конечно, такое разбиение достаточно условно и всё же...
Ресурсы "Кванта" позволяют подобрать значительное число разнообразных
заданий на все вкусы. В особые домашние задания мы включили немало экспериментальных
заданий: от простых микроопытов до серьёзных работ типа "Исследуйте
асимптотическую орбитальную устойчивость на модели монетки внутри воздушного
шарика".
Задания для теоретиков также весьма разнообразны.
Они могут включать
качественную задачу ("Может ли человек, связанный по рукам и ногам,
бегать быстрее "развязанного"?"),
сказочно-оценочную ("На какой высоте летал на ковре-самолете старик
Хоттабыч?"),
исследовательскую ("Как сохраняет устойчивость горнолыжник при
спуске?"),
парадокс ("Расчет показывает, что ускорение воздушного пузырька,
всплывающего в воде, оказывается порядка тысячи g!") и т.д.
Основу особых домашних заданий гуманитариям составляют
так называемые ТДЗ (творческие домашние задания)
"Сочиняем сами": физические явления в художественных произведениях,
физика и юмор, физика и научное предвидение и т.п. Должны привлечь внимание
вдумчивых учащихся вопросы для любителей живописи ("С какой скоростью
плывут варяги на картине Н.Рериха "Заморские гости"?"),
темы рефератов ("Удивительная история маятниковых часов"),
исторические экскурсы ("История физики на нумизматических памятниках").