Конструктор уроков по теме
"Закон сохранения энергии"
Разделы урока
ЗСЭ
КПД, ЗСИ + ЗСЭ
Движение жидкостей и газов
Начало урока
УМШ
Микроопыт.
Заполните одну бутылку водой, а другую такую же — песком. Дайте
им скатиться с наклонной плоскости без проскальзывания. Какая из
бутылок скатится быстрее? Почему?
ФКЭнергия
(N4, 1985)
Вода в первой бутылке практически
не вращается; ее потенциальная энергия почти целиком переходит в
кинетическую энергию поступательного движения. Значительная доля
потенциальной энергии второй бутылки с песком переходит в кинетическую
энергию вращательного движения. Скорость поступательного движения
второй бутылки оказывается меньше, а время скатывания — больше.
Удивляй!
Парадокс. Брусок соскальзывает с вершины наклонной
плоскости без трения. В движущейся ИСО возникает мнимое нарушение
закона сохранения механической энергии: на вершине брусок обладает
и кинетической и потенциальной энергией, а у основания — только
кинетической, которая к тому же уменьшилась! Мякишев
Г., Законы сохранения и системы отсчета (N5, 1987)
В неподвижный шар ударяется не по линии центров другой такой
же шар. Под каким углом разлетятся шары, если они абсолютно упругие
и абсолютно гладкие?
ФККоличество
движения (N6, 1991) (N9)
Отверстие в центре купола пропускает
часть набегающего воздушного потока, который разрушает возникающие
с наружной стороны купола вихри, раскачивающие парашют.
Из-за непрерывности потока объемный
расход воды на всем протяжении струн остается постоянным. Поэтому
по мере увеличения скорости воды (при падении) поперечное сечение
струи уменьшается.
Микроопыт.
Возьмите маленький и большой резиновые мячи. Поставьте маленький мяч
сверху на большой и одновременно отпустите их. Как поведут себя мячи
после удара о пол? Почему?
ФКСоударения
(N1,1998)
Почему реки, текущие даже по совершенно плоской однородной почве,
изгибаются? Для простоты рассмотрите реку, текущую вдоль экватора. Асламазов
Л., Меандры рек. (N1,1983)