Разделы урока | Прямолинейное движение | Спутники | Обобщающий урок |
Начало урока | Если машинист не может сразу сдвинуть с места тяжелый состав, он дает сначала задний ход, а затем медленно трогает состав с места. В чем тут дело? КМШ (N9, 1973, стр. 76) (N5) | Можно ли запустить спутник из пушки? Белонучкин В., Орбиты. (N9,1989) | Положите горизонтально палку на вытянутые указательные пальцы. Медленно передвигайте правую руку к левой. Почему при этом палка тоже передвигается, причем так, что ее равновесие не нарушается? Слободецкий И., Сухое трение (N1,1970) |
Объяснение нового материала | Черноуцан А., Кое-что о силе тяги. (N5, 1992) Лови ошибку! Задача 1 Осторожно! Сила трения | Смородинский Я., О периоде обращения спутников (N12,1970) | Баканина Л., Законы Ньютона. (N12,1982) Лови ошибку! Вопрос N2 Тарасов Л., Тарасова А., Характерные ошибки на экзаменах по физике. (N9,1983) |
Закрепление, тренировка, отработка умений | Можно ли по показаниям пружинных весов, находящихся в ракете, определить характер и направление ее движения? Зайчиков Ю., Задачи на законы Ньютона (N5,1971) | Представьте, что на стол, обращающийся по орбите вокруг Солнца, "положили" Землю. С какой силой она будет давить на стол? ФК Тяготение (N11,1987) (N9) | В каком месте надо положить наиболее прочные доски на "американских горках"? ФК Сила (N11,1986) (N4) |
Повторение | Велосипедист легко развивает силу тяги 100 Н. Сила трения не превышает 50 Н. Казалось бы, за несколько часов велосипедист может достичь второй космической скорости. Однако это ещё никому не удалось. Почему? ЗК (N8, 1971, Ф70) | Почему нельзя запустить спутник, который бы постоянно вел наблюдения над районом Земли, расположенным на произвольной широте? ФК Орбитальное движение (N4,1989) (N6) | Каким должно быть изменение скорости спутника, обращающегося по околоземной орбите, чтобы он мог навсегда покинуть Землю? Белонучкин В., Маневрирование в космосе. (N2,1987) |
Контроль | Программируемый опрос | Блиц-контрольная | Релейная контрольная работа |
Домашнее задание | Три уровня домашнего задания | Задание массивом | Необычная обычность |
Особое задание теоретикам | Парадокс. Расчет показывает, что ускорение воздушного пузырька, всплывающего в воде, оказывается порядка тысячи g! Коткин Г., Всплывающий воздушный пузырек и закон Архимеда. (N1,1976) | Какую скорость необходимо сообщить космическому кораблю, чтобы послать его к любой звезде, лежащей в плоскости обращения Земли? Туров В., По ступеням космических скоростей. (N4,1992) | Примените законы физики для объяснения особенностей катания на виндсерфинге. Лапидес А., Покатаемся на виндсерфере. (N9,1986) |
Особое задание экспериментаторам | Микроопыт. Попробуйте, имея газету и секундомер, показать, что средняя скорость движущегося в воздухе тела тем больше, чем меньше площадь его поперечного сечения. ФК Скорость (N10,1985) | Мысленный микроопыт. Можно ли в космическом корабле в невесомости набить шишку? ФК Тяготение (N11,1987) | Какую форму примет комок пластилина, если его накрыть пластиной и под нажимом раскатать? Матизен В., О пользе скатывания шариков. (N5,1980) |
Особое задание гуманитариям | ТДЗ: "Сочиняем сами" (физические явления в художественных произведениях) Коржуев А., Физика, Незнайка и другие (N9,1991) | Прогнозы в освоении космоса - можно ли им доверять? Николаев В., 25 из 30 (N4,1991) Беседа с К.П.Феоктистовым (N7,1989) | Как отражаются в пословицах физические закономерности? Тихомирова С., "Ложка дегтю в бочке меда". (N2,1993) |
Особое задание исследователям | Как описывается движение тел в неинерциальных системах отсчета? Смородинский Я., О силах инерции. (N8,1974) Асламазов Л., Неинерциальные системы отсчета. (N10,1983) | Какие трудности нужно преодолеть для осуществления полета человека на Марс? Горшков Л., Полет на Марс (N6,1990) Нариманов Е., 56 миллионов километров до Красной планеты (N10,1990) (N11, 1990) (N12, 1990) | Как будет двигаться тонкая палочка, если ее поставить на горизонтальную плоскость (при наличии трения)? Черноуцан А., Куда проскользнет палочка? (N4,1998) Черноуцан А., Палочка продолжает падать... (N2,1999) |
Конец урока
| Обсуждаем д/з | Отсроченная отгадка | Роль "подводящий итоги" |