Учитель третьего тысячелетия

Выступление на конкурсе "Учитель третьего тысячелетия 2009"

21 ноября 2009 года

Учитель третьего тысячелетия, кто он?

Мы идём по нашему скромному пути,
чтобы делать интереснее
изучение физики.

Слова, взятые в качестве эпиграфа к этому выступлению, Анатолий Иванович Наумов, мой любимый преподаватель, скорее всего, никогда не произносил, но вполне мог бы. В то время ТСО уже входили в практику преподавания, но наш лектор использовал лишь мел и доску. Зато как эффективно!
Время от времени я задумываюсь о том, что бы изменилось в системе преподавания этого великого педагога, если бы он овладел современными технологиями, ведь его уровень и без них был близок к совершенству...
Что касается лично меня, то знакомство компьютером во многом изменило мой стиль работы.

Сегодня я расскажу лишь о некоторых аспектах использования ИКТ в нашей повседневной деятельности. Речь пойдёт в основном о двух созданных нами сайтах: «Физика вокруг нас и в лицее 1501», существующем уже около двух лет, и «Рождественская физика», срок жизни которого – менее года.
У каждого из них появились свои регулярные посетители, а общее число побывавших на наших страничках приближается к тысяче.

Созданные нами электронные ресурсы позволяют достаточно эффективно осуществлять:
1. подготовку учителя к проведению уроков и их ИКТ-сопровождение (включающие виртуальный конструктор уроков по теме «Механика»);
2. научно-методическое руководство проектно-исследовательской деятельностью учащихся (в том числе в работе с Цифровой лабораторией «Архимед»);
3. подготовку учащихся к олимпиадам различного уровня (включающие программу и материалы авторского элективного курса «Оригинальные методы решения задач по физике»);
4. проведение внеклассных мероприятий по физике: турниров юных физиков, физических вечеров, боёв и брэйн-рингов;
5. дистанционное обучение физике.

Так выглядит титульная страничка ресурса "Рождественская физика".

Остановлюсь в первую очередь на использовании электронных ресурсов журнала «Квант». Наш выбор не случаен: журнал содержит образцы высококачественной методической литературы. Однако ресурсы, помещённые на его сайте, обладают одним существенным изъяном: они не очень удачно структурированы – по алфавиту авторов статей.

Представим себе, что вам нужно срочно подготовиться к занятию по повторению в 11-м классе, и вы решили найти все статьи рубрики «Практикум абитуриента» по определённой теме. Для этого придётся просмотреть всю прокрутку. Мы же у себя на сайте сделали структурирование всех основных физических разделов «Кванта» по темам школьного курса. И теперь, если, к примеру, вам нужно найти статьи по теме «Закон сохранения импульса», ясно видно, что за 40 лет существования журнала в этой рубрике их было всего пять. И все заголовки имеют прямые гиперссыки на статьи, выложенные на сайте.

На нашем сайте имеется и другой тип структурирования: по темам школьного курса, к которым привязаны ресурсы из разных разделов «Кванта».

Следующим этапом работы над нашим ресурсом было создание виртуального конструктора уроков по теме «Механика». Он возник из идей, изложенных в книге Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники» и нашего собственного опыта. Конструктор включает в себя методические рекомендации по организации и проведению основных разделов урока:
- начало урока;
- объяснение нового материала;
- закрепление, тренировка, отработка умений;
- повторение;
- контроль;
- домашнее задание;
- конец урока.

Любой из указанных выше разделов может быть реализован разными приёмами или их комбинацией. Эти приёмы вместе с конкретными примерами из сетевых ресурсов и составляют элементы виртуального конструктора.
К каждому из этих разделов подобраны примеры и задания из электронных ресурсов журналов «Квант», «Потенциал» и наших публикаций.
Особое внимание уделено домашнему заданию.
Нами подготовлены четыре вида специальных домашних заданий по каждой теме курса:
- для теоретиков;
- для экспериментаторов;
- для гуманитариев;
- для исследователей.

В своей работе со школьниками мы всегда придавали особое значение проектно-исследовательской деятельности, понимая, что именно она позволяет с одной стороны привить интерес к нашей науке, а с другой – развить творческие способности учащихся. Ясно было и то, что крайне желательно «зажечь» возможно большее число учащихся. Отмечу сразу, что эту задачу удалось выполнить полностью: практически все наши ученики выполняют по физике сначала ежегодные микропроекты, а затем значительная их часть выбирает именно физические темы в выпускном классе, участвуя в различных конференциях: «Старт в науку» и т.п. Как же это удаётся осуществить?

Прежде всего работа должна начинаться с простейших микропроектов, о которых нужно немедленно сообщить «всему свету». В 8 классе подобным микропроектом может быть, например, опыт по кипению воды в бумажном стаканчике. Чрезвычайно важно не только показать его в классе учащимся этого класса, но затем поместить фоторепортаж о нём на сайте, а затем порекламировать его и другие похожие опыты на родительских собраниях.

Кстати, во время проведения опыта желательно рассмотреть его с разных сторон: например, заметить, что вынутый из горячей воды чайный пакетик вращается (почему?).
А на этом слайде Вова Савичев, лучший экспериментатор 8-классник, подкрашивает воду для того, чтобы определить, в каком месте смерча плотность максимальна.
В дальнейшем лучшие из этих опытов должны быть показаны на Фейерверке физических экспериментов во время Фестиваля науки в лицее. И вновь важно разместить информацию о них на сайте.

При этом одной из главных трудностей для учителя является подбор возможных тем микропроектов для учащихся 8-х классов. Мы не только подготовили достаточно удачную, на наш взгляд, тематику микропроектов (можно сказать, на любой вкус), но и разместили её на сайте, сопроводив темы прямыми гиперссылками на статьи журнала «Квант», выложенные на его сайте. И, конечно же, в конце учебного года, когда все 8-классники защищают свои минипроекты, всё это обязательно находит отражение на сайте.

Исследовательские задания учащиеся с довольствием выполняют и в каникулярное время, и во время вынужденного карантина. Тогда же на сайте мы размещаем созданные нами тестовые тренировочные задания по материалам ЕГЭ.

Заметим, что значительная часть из более чем 20 наших выпускников, поступивших в прошлом году в МГТУ имени Н.Э.Баумана, защищала проекты, и это очень помогло успешному поступлению в ВУЗ.

 

Достаточно удачно, на наш взгляд, проходит использование методики задач с псевдорешениями. Мы регулярно выкладываем на сайте задачи, в решении которых допущены типичные ошибки, предлагая учащимся найти их и прислать верные решения.

Других учащихся больше привлекает рубрика «Детективная физика». Вот один из примеров заданий этой рубрики.

ХИТРЫЙ КАПИТАН
За торговым кораблём погнались пираты. Капитан поднял все паруса, но пиратское судно было быстроходнее, и расстояние между судами быстро уменьшалось. Капитан хорошо знал физику и понимал, что виною всему большое сопротивление воды. Он спустился в трюм, держа в руках пилу и стамеску. Через несколько минут скорость корабля заметно увеличилась, и он легко ушёл от пиратов, которые, конечно, не обладали глубокими познаниями в физике.
Что сделал капитан?

Нашла отражение в нашем ресурсе и система работы с одарёнными учащимися по подготовке их к олимпиадам различного уровня. Она включает в себя:

  • Задания для работы с учащимися 7-х классов по отбору олимпийцев;
  • Джентльменский набор олимпиадника, включающий в себя избранные задачи областных олимпиад;
  • Оригинальные методы решения задач по физике для учащихся 7-8 классов;
  • Программу и материалы авторского элективного курса «Оригинальные методы решения задач по физике», выложенного на сайте газеты «Физика. Первое сентября».

Следующим немаловажным этапом в нашей деятельности является работа с одарёнными учащимися по подготовке их к олимпиадам различного уровня. И здесь сайт оказывается хорошим помощником.

Мы начинаем с заочного тура олимпиады,

куда включаем в том числе задания для тех, кто физику пока не любит, но очень хочет полюбить.

Затем на сайте появляются подсказки

и, наконец, решения задач. Аналогично проходит и очный тур.
Кстати, кроме лицейской олимпиады у нас традиционно проводится выездная физико-математическая олимпиада МФТИ, о которой почти в режиме он-лайн мы помещаем отчёт с фото, решениями и результатами.
О результативности нашей работы по подготовке к олимпиадам можно судить уже хотя бы по тому факту, что на двух прошлогодних московских городских олимпиадах по физике наши 11-классники взяли 7 дипломов.
На сайте имеются также видеоресурсы, созданные нашими учениками. Например, видеофильм, кратко отразивший историю 4 лет лицейской физической жизни двух классов. Фрагмент из рекламного ролика, подготовленного к вечеру, посвящённому журналу "Квант", я покажу в конце своего выступления.
Творчество наших учащихся развивается и в иных направлениях. Например, бывший лицеист, а ныне студент МИРЭА Максим Колесник создал приложение к нашему сайту.
Отражены на сайте и наши публикации последних лет.
Причём с помощью гиперссылок можно выйти на все материалы из наших журнальных и электронных публикаций.
А вот так выглядит титульная страница лицейского сайта для учащихся.
Свой сайт мы посвятили светлой памяти великих Учителей, с которыми нам посчастливилось встретиться на жизненном пути: Анатолию Ивановичу Наумову и Валентину Михайловичу Шейману. Они не только с радостью делились с нами бесценными крупицами своего мастерства, но явились истинными Наставниками на нашем педагогическом поприще. Уверен, что именно на таких Учителей будут равняться и учителя третьего тысячелетия.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Предварительный план выступления

Рассказ о нескольких аспектах нашей работы по использованию ИКТ. И прежде всего о созданных нами двух сайтах: «Физика вокруг нас и в лицее 1501» – для учащихся и «Рождественская физика – для коллег.

Их основные достоинства:
1) скорость
2) качество
3) новые возможности

ИКТ: помогают учителю и учащимся

1) быстрее выполнить
а) экономия времени на уроке (например, выкладка домашнего задания или труднодоступного материала);
б) оперативность подачи информации: новости мира науки (новые Нобелевские лауреаты)
в) Общение с коллегами (перспективы – использовать опыт коллег со стажем)

2) качественнее выполнить
а) возможность дома, не спеша, разобраться с изученным на уроке (например, детально разобраться с приёмами решения задач);
б) идеи Гина: бумага - интернет
в) лично мне – выполнение рисунков, чертежей, схем и т.п.
г) ИКТ помогают "разбудить" творческие возможности учащихся:
- ПрИД
- собственные странички и сайты

3) сделать то, что без этих технологий выполнить невозможно
а) случае болезни учащегося с помощью сайта ему может быть оказана реальная помощь;
б) задания во время карантина;
в) дистанционная подготовка к олимпиада;
г) Задача с изюминкой - в одном классе даем условие, разбираем решение, а что делать в другом классе этой параллели? Выход - задачи, выложенные на сайте (задачи с ошибкой в решении, детективная физика) – примеры: хитрый капитан