Мир вокруг нас
Ответы на задания третьего тура

Подведены итоги третьего тура нашей игры.
Как и ожидалось, лидеры сохранили свои позиции. Напомним: это ученики класса 10-4 Семкина Антонина, Шилина Полина, Спинков Василий и ученики класса 10-5 Степанов Андрей и Солдатов Анатолий.
Именно они станут капитанами команд в финальной игре.
В команду физиков входят классы: 8-1, 9-1, 9-2, 9-3, 10-3, 10-4, 11-1, 11-3, 11-5.
А в команду лириков: 8-2, 8-3, 9-4, 10-1, 10-2, 10-5, 11-2, 11-4.

1.

Крестики, крестики - детская игра!

Среди присланных ответов было много разных и, порой, весьма интересных версий. Авторское же решение таково: "Берём монету и чертим ею на столе крест..." (Помните подсказку?!)

 

2.

Тайный объект

Свора дворняг ведет охрану сверхпроводящего протон-протонного коллайдера. Его тайна состоит в том, что тоннель, родной брат знаменитого Большого адронного коллайдера, находится в идеальном состоянии. Но он никому не нужен. Мало того, наш тоннель - хомут на шее.
Почему?
Об этом вы можете узнать из книги Сергея Леонидовича Лескова, имеющейся в нашей библиотеке.

3.

Любимая задача академика

Заметим сразу, что в этом вопросе речь шла о знаменитой задаче про двух старушек академика Арнольда (мы их заменили на двух старичков, чтобы затруднить поиск ответа через Интернет). Владимир Игоревич вспоминал, что "...интерес к математике появился рано. Помню на уроке учитель дал задачку, я над ней долго думал и решил только на следующий день. Причем смог это сделать лишь я один. Это было в пятом классе. Задача, казалось бы, очень простая. Из города А в город Б и из города Б в город А на рассвете одновременно вышли две старушки. В 12 часов они встретились. Потом продолжили свой путь. Одна пришла в конечный пункт в 4 часа дня, а другая - в 9 вечера. Вопрос: в каком часу рассвело в этот день?.. Прекрасная задача, замечательная! На меня она произвела сильнейшее впечатление. Позже я делал разные математические открытия, но удовольствие получал точно такое же, как тогда в пятом классе, когда я нашел решение задачки со старушками".
- А решение задачки не подскажете? - спросил его интервьюер.
- Есть такая идея, которая принадлежит Леонардо да Винчи. В его Атлантическом кодексе есть тексты, относящиеся к тому, что теперь называются «теорией турбулентности». Там у него есть соображения подобия. Он, например, рассматривает вопрос: почему кит больше слона? И дает сравнения... В общем, надо читать Леонардо, чтобы понять суть проблемы... Из его соображений легко увидеть, что отрезки пути, которые прошли старушки до встречи, пропорциональны их скоростям. А после встречи - обратно пропорциональны, потому что той старушке, которая идет медленней, надо пройти больший кусок. Поэтому времена, которые им потребуются, пропорциональны квадратам скоростей. Но времена после встречи - «4» и «9 часов», и теперь уже легко найти ответ.
- Дадим лишь конечную цифру, хорошо?
- Восход был в шесть часов.

В.И.Арнольд

4.

Вы шутите, профессор?!

Вопрос взят из замечательной книги "Популярная физика" Дж. Орира. В качестве ответа процитируем автора:
"Более внимательное рассмотрение обнаруживает, что пуговицы на его пиджаке находятся на правой стороне. Основываясь на твёрдо установленном во всём мире обычае пришивать пуговицы на мужской одежде справа, а на женской ожежде - слева, читатель может прийти к правильному выводу, что фотография даёт истинное изображение. (Мы не пошли на такую крайность, чтобы заказывать у портного специальный пиджак с пуговицами на левой поле и петлями на правой.)"